Наполеон побеждает Россию
Поликарпов В. С.
В начале XIX века на Европейском континенте ситуация определялась политикой трех мощных государств — Франции, России и Англии.

Наполеоновская Франция на протяжении нескольких лет (1800—1807 гг.) достигла значительных успехов в своей экспансии: Наполеон стал владыкой почти всей Западной Европы.

В это время Франция располагала также мощным промышленным (свыше 30 млн. 200 тысяч тонн стали) и демографическим потенциалом (свыше 30 млн. человек населения). Россия производила ежегодно порядка 150 тысяч тонн стали и насчитывала 40 млн. человек, тогда как в Англии выплавка стали достигала почти 250 тысяч тонн, а численность населения составляла 10,5 млн. человек; в ее руках находились значительные экономические и финансовые ресурсы.

В 1811—1812 годах Наполеон имел в своем распоряжении 70 млн. человек и стремился к мировому господству, ибо власть над Европой означала и доминирующее положение в мире. Не следует забывать и того, что под его началом были вышколенные войска, накопившие значительный опыт ведения воины с самыми различными противниками, что его окружали талантливые генералы, не говоря уже о его собственном полководческом гении, таким образом, все предпосылки, причем весьма реальные, для осуществления наполеоновских честолюбивых планов имелись.

Политики Запада того времени прекрасно понимали, что превращение Французской республики в империю представляло собою угрозу для Европы. В известной «Истории XIX века» Лависса и Рамбо об этом говорится следующее: «Говорили, что Наполеон выбрал титул императора, не желая встревожить Францию именем короля. «Никто не принял бы умиротворения, предложенного от имени короля... Сообразуясь с настроением нации, Наполеон и принял титул императора» (герцогиня д'Абрантее). Он сделал это скорее для того, чтобы, опираясь на титул императора, извлечь из него то широкое толкование понятия власти, которое заключено в нем: в глазах Европы со словом «империя» связывалось представление о римской державе, господствовавшей над всем миром. Именно такое историческое представление об империи имел Наполеон, и это представление он пытался осуществить на деле, став императором.

Он заставил папу помазать себя на царство, того самого папу, у которого он впоследствии отнял Рим. Он владел Ахеном и иногда избирал его своею резиденциею, подражая Карлу Великому. Сюда он вынудил Франца II австрийского прислать письмо, в котором тот признавал новую Французскую империю. Подобно Карлу Великому он уже видел у своих ног, кроме Франции, расширенной до Рейна, Западную Германию и Северную Италию». И хотя он торжественно поклялся не расширять Французскую империю, однако не сдержал своего слова; да он и не мог этого обещания выполнить, ибо выражал интересы французской буржуазии, стремящейся обогнать английскую буржуазию в борьбе за мировые рынки и за колониальный раздел мира.

Наполеон, как выдающийся военный и государственный деятель, стремился в первую очередь нанести поражение Англии. Однако ему не удалось осуществить вторжения на Британские острова. Поэтому он начал континентальную блокаду Англии.

Вполне осознавая, что ему без союзников не удастся справиться с опасным соперником, Наполеон с самого начала прихода к власти предпринимал попытки склонить на свою •сторону Россию. Еще будучи первым консулом, он рассчитывал с помощью императора Павла I создать антианглийский союз, в который вошли бы не только государства Европы, но и Америки. Это открывало перспективы вытеснения англичан из Азии и Индии. Бонопарт писал, что «мир с Австрией — ничто в сравнении с союзом, который смирит Англию и обеспечит за нами Египет». Он строил даже планы раздела Турции между русскими и французами, ибо общие интересы Франции и России не оставляли Оттоманской империи шансов на существование.

Наполеон мечтал о том, чтобы поделить с царем власть над народами и государствами. Для этого имелись и определенные основания -император Павел I в 1800 году, поддерживаемый влиятельной группой аристократов, которые считали необходимым сотрудничество России и Франции в целях укрепления своих позиций в Европе и Азии и обуздания экспансии Англии на морях и суше, расторг союз с Англией, порвал с ней дипломатические отношения и наложил секвестр на суда и имущество англичан в русских портах. Более того, в январе 1801 г. царь приказал атаману Войска Донского выступить с казачьими войсками в Оренбург, а затем в Индию, чтобы «поразить неприятеля в его сердце». Свыше 22 тысяч казаков двинулись на завоевание далекой и сказочной страны. Однако представителями проанглийской группировки Павел I был убит, а поход отменен.

К власти пришел Александр I, который не принял предложений Наполеона о разделе мира и вступил в антифранцузскую коалицию. Последняя была разгромлена Францией, и Россия была вынуждена заключить Тильзитский мир, по самой своей сути чреватый неизбежностью войны. «Тильзитский мир для Франции, — писал М. М. Сперанский, — всегда был мир вооруженный. Вероятность новой войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром: самый мир заключал в себе почти все элементы войны». Характеризуя сложившуюся обстановку на европейском континенте, видный военный и государственный деятель генерал А. П. Ермолов писал: «Россия тщетно старалась избежать войны». И эта война началась.

В 1812 году с огромной армией (ее называли Великой армией) Наполеон вторгся в Россию. Командующий русскими войсками Барклай де Толли избегал решающего сражения и отступал (что было единственно правильной тактикой в тех условиях). Затем, несмотря на сопротивление Александра I, его сменил гениальный полководец М. И. Кутузов. «Есть даже некоторые основания думать, что именно масонское общество способствовало назначению его предводителем сил в борьбе с Наполеоном, который представлялся масонам начала XIX столетия демоном властолюбия и насилия. Мир и спокойствие — цель Ордена Вольных Каменщиков — были попраны зло, одетое в броню завоевателя, предстало перед русскими масонами. Борьбу против этого зла они почитали своим долгом. Вот почему не только Кутузов, но и ряд других вольных каменщиков оказались героями войны 1812 года». М. И. Кутузов нанес в Бородинском сражении сильнейший удар по наполеоновской армии и, временно отдав французам Москву, сумел затем изгнать их из России.

Весьма сложная ситуация сложилась в то время, когда Наполеон занял Москву и предложил Александру I заключить мир. «Царь был склонен уступить, -пишет Дж. Неру, — но два человека отговорили его от этого: француз Бернадотт, в прошлом соратник и генерал Наполеона, и лидер немецких националистов барон Штейн, которого Наполеон объявил вне закона».

В конечном счете Наполеон потерпел поражение и закончил свою жизнь пленником на острове Святой Елены.

Заслуживает внимания следующая ситуация — не был назначен главнокомандующим русскими войсками М. И. Кутузов и Наполеон выиграл войну у России. А ведь такой поворот событий не был исключен. Какой бы стала карта мира в таком случае?

Представим гипотетическую ситуацию: Россия побеждена наполеоновскими войсками, и так как Наполеон трезво оценил свои возможности и понял, что никакому завоевателю не под силу покорить такую громадную страну, как Россия, заключает с Александром I соглашение. В соответствии с ним Россия попадает в вассальную зависимость от Франции и помогает ей осуществить раздел мира на ранее предложенных условиях, причем большая часть приходится на долю Франции.

Теперь объединенной мощи двух империй ничто не может противостоять в мире, тем более Англия. Прежде всего Наполеон ставит задачу расправиться с Англией-этой коварной державой, которая любит, чтобы другие таскали для нее каштаны из огня. На самом деле здесь преследуется цель — расправиться с могущественным конкурентом французской буржуазии, что на руку также некоторым влиятельным группам российской аристократии. Вроде бы следовало начать прямое вторжение объединенных французско-русских войск на Британские острова. Однако Наполеон отдавал себе отчет, что английский флот господствует на море и не позволит осуществить высадку чужеземных войск на землях метрополии. Поэтому на практике стали осуществлять предложенный еще императору Павлу I план похода в Индию, наряду с континентальной блокадой Англии.

Согласно разработанному ранее и уточненному теперь плану, в путь выступили русский и французский корпуса. Первым начал движение 35-тысячный корпус французской пехоты с артиллерией во главе с одним из лучших французских генералов. Пройдя по Дунаю, через Черное море, Таганрог, Царицын, он достигает Астрахани. В корпусе находятся инженеры, художники, ученые. Предусмотрена даже окраска продаваемых сукон, «особенно любимая азиатами», и пиротехника для эффектных праздников. В устье Волги французы соединяются с 35-тысячным русским корпусом (понятно, не считая казачьего войска, уже идущего «своим путем» через Бухару). Объединенная французско-русская армия пересекает Каспийское море и высаживается в Астрабаде (этот пункт имеется в задуманном и чуть было не осуществленном Екатериной II персидском походе 1796 г.). На всю эту операцию уходит 80 дней. За 50 дней марша армия прошла Герат и Кандагар и вошла в главные области Индии.

Движение французско-русской армии через Астрабад дополняется не только походом казачьих войск по территории Средней Азии, но и переброской французских сил из завоеванного Наполеоном Египта. Вот как оценил идею этого похода отечественный исследователь, глубокий знаток проблемы С. Б. Окунь: «Нельзя не признать, что по выбору операционного направления план этот был разработан как нельзя лучше. Этот путь являлся кратчайшим и наиболее удобным. Именно по этому пути в древности прошли фаланги Александра Македонского, в 40-х годах XVIII века пронеслась конница Надир-шаха. Учитывая небольшое количество английских войск в Индии, союз с Персией, к заключению которого были приняты меры, и, наконец, помощь и сочувствие индусов, на которые рассчитывали, следует также признать, что и численность экспедиционного корпуса была вполне достаточной».

Однако и это еще не все — был нанесен ощутимый удар английским владениям в Индии, дополняющий основное наступление. Из Петропавловска-Камчатского вышли три боевых фрегата, по прибытии в воды Индийского океана они разгромили сосредоточенные там английские суда, перекрыв одновременно торговлю Англии с Китаем.

Экспедиционная французско-русская армия, доброжелательно встреченная местным населением, быстро покончила с английским засильем в Индии. Ведь к этому времени во всей Индии находилось всего несколько десятков тысяч англичан, что свидетельствует о несоразмерности сил Англии и Индии. «Случайный поворот или же дуновение общественного мнения, — писал в 1812 г. один американец французского происхождения, — могли бы растворить английскую власть в Индии». Приход союзнической армии и выполнил такую роль на индийском субконтиненте.

Последствия этого оказались катастрофическими для английской буржуазии и Англии, ибо обладание Индией было одним из источников экономического ее процветания. Туда шел поток английских товаров, из нее -рекой лилось золото и серебро, не говоря уже о сырье.

Франция и Россия разделили сферы влияния в Индии — северная часть оказалась под русским покровительством, южная — под французским. В результате осуществился задуманный еще раньше план, согласно которому Англии «не можно будет выгружать своих произведений ни на одном берегу, начиная от Зундского пролива до самых Дарданеллов».

Получившей сильнейший удар по своей экономике Англии пришлось сдаться на милость победителей, и с тех пор начался закат ее могущества, как промышленной державы (французские конкуренты не дремали и извлекли максимум выгоды). Осуществилась мечта Наполеона похоронить своего ненавистного соперника под обломками старой Европы.

После похода в Индию французско-русской экспедиционной армии, Франция и Россия оккупируют Оттоманскую империю и делят ее между собой: первой досталась азиатская часть Турции, второй — европейская часть со Стамбулом и Дарданелловым проливом а также турецкие владения на Балканах (Болгария, Сербия, Черногория). Стремясь окончательно завоевать Испанию, Наполеон дал возможность Александру I завоевать Швецию и включить ее в состав Российской империи. Таким образом, раздел Востока фактически стал разделом мира, причем львиная доля досталась Наполеону.

Всего на 5 лет отодвинулось осуществление плана Наполеона, изложенного им в письме, написанном 2 февраля 1808 года царю, и представляющем собою своеобразное магическое заклинание, обращенное к духу предприимчивости и завоеваний: «Армия в 50 000 человек, наполовину русская, наполовину французская, частью, может быть, даже австрийская, направившись через Константинополь в Азию, еще не дойдя до Евфрата, заставит дрожать Англию и поставит ее на колени перед континентом. Я могу начать действовать в Далмации, Ваше величество — на Дунае. Спустя месяц после нашего соглашения армия может быть на Босфоре. Этот удар отзовется в Индии, и Англия подчинится. Я согласен на всякий предварительный уговор, необходимый для достижения этой великой цели. Но взаимные интересы обоих сторон наших государств должны быть тщательно согласованы и уравновешены. Все может быть подписано и решено до 15 марта. К 1 мая наши войска могут быть в Азии и войска Вашего величества — в Стокгольме; тогда англичане, находясь под угрозой в Индии и изгнанные из Леванта, будут подавлены тяжестью событий, которыми будет насыщена атмосфера. Ваше величество и я предпочли бы наслаждаться миром и проводить жизнь среди наших обширных империй, оживляя их и водворяя в них благоденствие, посредством развития искусств и благодетельного управления, но враги всего света не позволяют нам этого. Мы должны увеличивать наши владения вопреки нашей воле. Мудрость и политическое сознание велят делать то, что предписывает судьба — идти туда, куда влечет нас неудержимый ход событий... В этих кратких строках я вполне раскрываю перед Вашим величеством мою душу. Тильзитский договор должен регулировать судьбы мира. Быть может, при некотором малодушии Ваше величество и я предпочли бы верное и наличное благо лучшему и более совершенному состоянию, но так как англичане решительно противятся этому, то признаем, что настал час великих событий и великих перемен.

После прочтения письма Александр I просиял и с его согласия Коленкур и Румянцев за дружеской беседой перекроили карту мира. В итоге были составлены два проекта дележа — французский и русский. Они отличались проблемой Константинополя и Дарданелл, во всем остальном они совпадали: России — Молдавия, Валахия, Болгария, Франции — Босния, Албания, Греция, Египет, Сирия и малоазиатские порты. Для Австрии предполагалось выкроить промежуточное владение на Балканах.

И вот в основных чертах предполагаемые проекты раздела мира были осуществлены. Это поистине великое событие усилило могущество обеих империй. Кроме того, оно дало толчок более быстрому развитию буржуазных отношений в Российской империи, чему способствовало и введение в ней «Гражданского кодекса» Наполеона. Понятно, что со временем Россия освободилась бы от вассальной зависимости от Франции, превратившись в сильное европейское государство.

Таков несостоявшийся сценарий мировой истории, связанный с нашествием Наполеона в Россию.

Поликарпов В. С. Если бы... Исторические версии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.