О влиянии монгольских завоеваний и личности их жестокого и гениального предводителя на мировую историю Г. Уэллс пишет следующее: «Они чрезвычайно расширили географический кругозор европейцев и дали новые импульсы их воображению. Во время владычества великого хана между всей Азией и Западной Европой существовали свободные сношения; все пути были временно открыты для всех, и при дворе в Каракоруме появились представители всех наций. Установленные религиозной распрей христианства с исламом преграды между Европой и Азией были временно сняты. Папство возлагало большие надежды на обращение монголов в христианство. До того времени их религией было шаманство, примитивная форма язычества. При монгольском дворе папские нунции, буддийские священники из Индии, парижские, итальянские И китайские мастера, византийские и армянские купцы сталкивались с арабскими чиновниками, персидскими и индийскими астрономами и математиками. В истории слишком много говорится о походах монголов и о произведенных ими кровопролитиях и слишком мало — об их любознательности и жажде учиться. Если не в качестве творческого народа, то в качестве проводников знания и научных методов монголы оказали огромное влияние на мировую историю. Все, что можно узнать о таинственной романтической личности Чингисхана или Хубилая, подтверждает то предположение, что они были не менее просвещенными и творческими монархами, чем блестящий, но эгоистичный Александр Македонский, или энергичный, но невежественный богослов Карл Великий, потревоживший великие тени прошлого».
В отличие от большинства великих завоевателей, начавших свою карьеру в молодости, Чингисхан только в 51 год стал Великим ханом. И если у Александра Великого учителем был гениальный философ Аристотель, давший ему широкий кругозор и воспитавший способность мыслить аналитически, то у Чингисхана природный ум соединился с большим опытом жизни. Он обладал военным и организаторским гением, его избрали Великим ханом за безжалостность, жестокость и непобедимость. Огромные размеры монгольской империи, состояние постоянной войны, абсолютизм власти Чингисхана — все дает основание сравнивать ее с империей Хунну времен шаньюя Модэ, империей Аттилы, Тюркской империей VI в.
Согласно историческим закономерностям развития кочевнических культур, должно было возникнуть степное государство монголов. Но Чингисхан сумел сплавить воедино грызущиеся между собой кочевые племена, придать им полностью милитаризованную организацию, нацеленную на завоевание соседних государств и народов. Административные деления совпадали с воинскими подразделениями, а каждый уровень управления феодальной организации общества занимали военные командиры. Так, предводитель тумена (корпуса, насчитывающего 10 тысяч человек) осуществлял власть над занимаемой им территорией; сам тумен делился на полки по тысяче человек в каждом, полк — на десять сотен, а сотня — на десять десятков. Предводители полков одновременно выступали в роли гражданских администраторов всех родов и племен, входящих в его подразделение. Они имели над ними неограниченную власть, но сами должны были быть покорными Великому хану, за малейшее неповиновение их казнили.
Армия Чингисхана была первой регулярной армией, имела систему подготовки офицерских кадров, прекрасно функционирующий генеральный штаб, великолепно организованные квартирмейстерскую, разведывательную службу и службу связи. Личная гвардия Чингисхана насчитывала 10 тысяч человек, выполняла вместе с тем роль офицерской школы; в нее осуществлялся специальный отбор, а рядовой гвардеец стоял в воинской иерархии выше офицера обычного подразделения. Именно из гвардии рекрутировались выдающиеся монгольские полководцы, прославившиеся своими военными операциями.
Поток информации в монгольской империи обслуживал прежде всего военные потребности, и поэтому важнейшая информация концентрировалась в руках властителя и в определенной степени его сподвижников. Великий хан получал информацию благодаря прекрасно налаженной системе путей и почтово-курьерских станций, расположенных по всей империи от Кореи и Маньчжурии до Черного моря. Эти пути служили не только для передачи информации и приказов (с необычной для тех времен скоростью), но также и для сбора податей и даней из различных регионов империи. Ими пользовались в то же время чиновники, путешественники, послы и другие лица. Безопасность, кормление и транспорт путешествующим, находящимся под опекой государства, обеспечивало наличие у них так называемой пайцзы — золотые, серебряные и медные пластинки с выгравированными на них надписями.
Основной целью военных походов монголов являлись завоевание новых стран и захват добычи; в связи с этим они организовали широко разветвленную систему разведки и использовали методы психологической войны. Вассальные властелины обязаны были платить хану подати и поставлять ему соответствующие воинские контингенты. Они зависели от него во внешних делах, однако обладали почти полной автономией во внутренних.
Монгольская империя не имела государственной идеологии, в ней господствовала религиозная терпимость. В громадном монгольском государстве сосуществовали рядом в атмосфере полной толерантности буддизм, ислам и несторианство. Сами же монголы, властители империи, отличались идеологическим индифферентизмом и не навязывали народам какой-либо идеологии.
Монголы во времена Чингисхана и его наследников стали самой могущественной военной и политической силой в тогдашнем мире. Под их владычеством в XIII столетии находились районы Монголии, Маньчжурии, Кореи, Китая, Тибета, Ирана, Месопотамии, даже часть Малой Азии и Кавказ, наконец, русские княжества. Весь Запад дрожал тогда перед монгольским могуществом, и ему повезло, что войска монголов не пошли в глубь Европы, ибо были отозваны в связи со смертью Великого хана Угедэя. Запад вздохнул с облегчением, ибо дело закончилось подчинением монголам русских княжеств.
Следует отметить, что от монголов была перенята их система государственного управления Китаем, Русью и другими странами — это сказалось на их дальнейшем развитии.
В свете изложенного выше заслуживает внимания неосуществленный сценарий мировой цивилизации — Чингисхан погибает в детстве и в силу исторических закономерностей возникает степное государство, не только мощное, но и обширное.
И для этого сценария есть определенные основания, коренящиеся в особенностях личности Чингисхана. Именно о них, основываясь на «Сокровенном сказании», «Золотом сказании» и «Истории монголов», написанных персом Рашид ад Дином», идет речь в замечательном романе И. Калашникова «Жестокий век» и монографии Е. И. Кычанова «Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир».
Темучжин (так звали Чингисхана в детстве) участвовал в убийстве своего брата Бектера. «Даже в те годы, когда наезды, грабежи и убийства были обычными в монгольской степи, убийство брата было событием из ряда вон выходящим». Весть об этом убийстве быстро распространилась по степи, дойдя до рода тайчиутов. Они получили предлог, если не уничтожить, то хотя бы взять под контроль Темучжина, главного виновника убийства. Он был пойман, привезен в улус тайчиутов: ему на шею надели тяжелую деревянную колодку и приставили стражу. Во время одного из праздников Темучжину удалось совершить побег.
Поднятые по тревоге тайчиуты бросились в погоню, обнаружили его, и так как он стал защищаться с ножом в руках, его прикончили.
Это событие, когда погиб неосуществленный организаторский и военный гений Чингисхана, мог внести коррекцию в ход истории, проходившей в степях Евразии.
Какие объективные обстоятельства способствовали возможному изменению хода последующего развития?
В это время происходит брожение в монгольских степях, идет борьба между враждующими племенами за главенство, в разгаре кровная месть. Одни роды возвышаются, другие подчиняются или гибнут. В итоге формируется степное государство монголов под предводительством одного из умных, хитрых и удачливых нойонов (князей). Оно окружено империями Цзинь и Сун, Кыргызским и Кимакскими каганатами с оседло-земледельческой экономикой, племенами уйгуров с оседло-кочевой смешанной экономикой, и карлуков, ведущих скотоводческий образ жизни.
Монгольское общество было дифференцировано на баатуров, которые роднятся между собой и решают судьбу остального населения, и пастухов — неравноправных членов аилов. Баатуры составляли родовую аристократию монгольской этнической общности. Они жаждут легкой наживы в войнах и набегах. И поскольку их аппетиты со временем росли, им уже оказывается мало грабежей внутри своей степи. Поэтому возникший монгольский каганат начинает провопить агрессивную политику против соседних государств и племен. Прежде всего завоеваны Кыргызский и Кимакский каганаты, а также царство кераитов — самое сильное и древнее христианское царство в Центральной Азии. Затем к покорности приводятся «лесные народы» Южной Сибири, подчинены меркиты, карлуки и найманы. Однако монгольский каганат получил отпор от государств тангутов и чжурчженей. Не замедлили это сделать и кипчаки, или восточные половцы.
И тем не менее в результате завоеваний возникает довольно обширное степное государство, протянувшееся от Согдианы до империи Цзинь и от Тибета до «лесных народов» Южной Сибири. Монгольский каганат в ходе своих завоеваний разрушал пашни и сады, сжигал поселения, разорял города, уничтожал ремесла и торговлю. Главное для баатуров был захват земель, которые они превращали в пастбища.
Так как монгольский каганат как раннефеодальное государство сильно разросся, то родовые аристократы, ставшие феодалами, стремятся к самостоятельности и начинают вести борьбу с центральной властью — Великим ханом и его приближенными. «Центробежные стремления при слабости центральной власти, наступающей в результате длительного пребывания у кормила одного постепенно вырождающегося рода, — пишет С. А. Плетнева, — неизбежно приводили государство к расколу и краху». Этой закономерности не избежал и монгольский каганат.
Междоусобицы подогреваются и интригами Цзинь и Сун, не желавшими существования на своих границах мощного и воинственного степного государства. Империи Цзинь и Сун проводят и военные действия против новой степной державы, поддерживая одних феодалов против других и против центрального правительства. К этому следует добавить и метод устранения опасных соперников, практикуемый еще Хань и прижившийся в империи Хунну — узнав о готовящемся походе, Великого хана просто убирали с пути при помощи яда.
Финал закономерен — монгольский каганат в конце концов распался и стал неопасен своим соседям.
Монгольский каганат не мог оказать сколько-нибудь существенного влияния на ход мировой истории. Китай, находившийся на востоке и юге от Монголии, все еще оставался разделенным: на юге располагалась Сунская империя, где властвовала династия южных Сунов; на севере, со столицей в Пекине, — империя Цзинь, или чжурчженей (золотых татар), которые изгнали Сунов. На западе, за пустыней Гоби и дальше, находилась империя СиСя, или государство кочевников-тангутов. В Индии, в Дели, правили султаны, которых называли царями-рабами, ибо они по происхождению были рабами и своим возвышением обязаны завоеванию Индии афганцем Шихабад-Дином: этих правителей отличали характерные черты: «Все они были довольно жестокими, и их победы сопровождались разрушением зданий и библиотек, избиением населения, — пишет Дж. Неру. — Они любили также строить, и предпочитали в строительстве крупные масштабы». Афганцы завоевали Бихар и Бенгалию с необыкновенной легкостью, подобно победам Кортеса и Писарро в Америке.
В Персии и Месопотамии, прямо у границ Индии, располагалось великое мусульманское государство Хорезм со столицей в Самарканде. К западу от него властвовали сельджуки, а в Египте и Палестине — наследники Салах-ад-Дина. Землями вокруг Багдада управлял халиф, который находился под покровительством сельджуков. Все еще процветала Византийская империя, занимая земли вокруг Константинополя. Перед нами период поздних крестовых походов, когда французский король Людовик IX возглавил крестовый поход, был взят в плен турками и затем освобожден за выкуп. Фридрих II -чудо мира, был императором Священной Римской империи. В Англии же наступила эпоха Великой хартии вольностей со всеми последовавшими из нее событиями. Между Священной Римской империей и Русью располагались Венгрия и Польша. Все процессы в мире шли своим чередом, питая поток мировой истории и подчиняясь историческим закономерностям.
В этом плане представляет интерес развитие Руси, расположенной между феодальными государствами Западной Европы и Великой Степью Азии. В это время происходило возвышение ростовско-суздальской земли, населенной великорусским народом. «Суздальские князья отличаются трезвым, практическим взглядом, строгим расчетом, искусством организации, «наряда», — они полагают начало единовластию на Руси в противоположность той разноголосице и нескончаемым междоусобиям, которые причинили так много горя русской земле в так называемый киевский период». Намечается тенденция государственного объединения Руси. Ее начало было положено самым выдающимся суздальским князем — Андреем Юрьевичем Боголюбским, двоюродным дедом Александра Невского.
Александр Невский — выдающаяся историческая фигура. В нем с особой силой выступают характерные черты суздальских князей (упорство, настойчивость и смелость в достижении намеченных целей, применение крутых мер в случае необходимости), одновременно им унаследованы все блестящие качества южнорусских князей по линии матери, числящейся внучкой знаменитого князя «Удатного». Именно Александр Невский, разгромив в 1242 году войско немецких рыцарей-крестоносцев, объединил все земли Руси и образовал сильное централизованное государство. Возникшая русская держава сумела противостоять экспансии Западной Европы на Восток и обеспечила условия — для расцвета славянской цивилизации, втягивая в ее орбиту поляков, чехов, словаков, болгар и других славян. В то же время русское государство решило извечный спор между славянами и степняками (половцами, кипчаками, другими кочевниками) — оно стало их теснить, и на освободившихся землях стало культивировать земледелие. В силу русского характера, способного уживаться с любым этносом, начали интенсивнее заключаться брачные союзы между русскими и степняками, это привело к переходу части их к оседлому образу жизни; другая часть продолжала заниматься скотоводством.
В действительности же Темучжин счастливо убежал от тайчиутов и стал властителем мировой империи.
И если вначале монголы разрушали завоеванные города и государства, то потом стали их отстраивать и создавать новые. После смерти Чингисхана его империя развалилась на ряд государств, что вполне закономерно.