В 1479 году после объединения королевств Арагонии и Кастилии возникла Испания, которая вслед за уничтожением в 1492 году остатков эмирата Гренады и изгнания мусульман из Европы создала модель сильной монархической власти:
До этого Испания и Португалия развивались весьма быстро, так что даже, несмотря на эпидемию «черной смерти», к концу XV столетия насчитывали 8,3 млн человек (около 10,5 % европейского населения).
Испания проявила значительную политическую и военную энергию, ведя борьбу с арабами и вытесняя их с Пиренейского полуострова. «Немного не хватало, — отмечает И. К Оссецкий, — чтобы после выдворения мусульман из Европы испанские войска ударили по Северо-Западной Африке, находящейся под арабским владычеством. Однако в том же самом году, когда пал эмират Гренады, Колумб открыл Америку. Это открытие открыло путь для колонизации новых огромных и богатых областей, Гораздо более привлекательных, нежели арабские владения в Африке». Энергия Испании и Португалии переключилась тогда в направлении отдаленных заморских краев. Поистине начался новый этап в развитии мировой цивилизации.
Вдоль меридиана, проходящего через восточную часть Южной Америки, недалеко от расположения нынешнего Рио-де-Жанейро, была установлена демаркационная линия между испанской и португальской сферами влияния — на области, находящиеся к западу от этой линии, право имел испанский король, тогда как португальский монарх владел областями, к востоку от нее. Когда же Магеллан совершил кругосветное морское путешествие, тогда другую демаркационную линию установили на Дальнем Востоке: ее провели по меридиану, пересекающему середину Австралии. Португальцы основывали свои колонии на восточном побережье Бразилии, в Африке, Индии, на островах Индийского океана, Испания же — в Центральной, Южной и частично также Северной Америке.
Испанские завоевания в Америке привели к уничтожению тамошних государств с высоким уровнем цивилизации. Ведь еще Г. Уэллс писал о существовании в Южной и Центральной Америке возникших за 1 000 лет до н. э., весьма интересных цивилизаций параллельного, хотя и отличного от цивилизаций древнего мира типа: «Подобно значительно более ранним примитивным цивилизациям древнего мира, эти общины обнаруживали большую склонность к человеческим жертвоприношениям в эпоху посева и жатвы. Но в древнем мире... эти первобытные обряды впоследствии смягчились, усложнились и уступили место другим, а в Америке они развились и достигли степени высокой напряженности. В этих сакральных цивилизациях вся жизнедеятельность человека определялась строжайшими предписаниями религии. Мудрость их жрецов была весьма изощренной, а их правители создали великолепно функционирующую государственную машину. Их жрецы сделали астрономию весьма точной наукой — вычисленная ими длительность года достижима сегодня лишь для суперкомпьютеров. Высокого уровня достигло искусство, изумительные изделия создавали их ремесленники. Памятники скульптуры этих цивилизаций поражают современного человека пластической выразительностью и своей красотой, одновременно смущая его своей причудливостью и невообразимой условностью и сложностью, непривычных нашему образу мышления и способу восприятия мира (даже восприятие времени у них было особым).
И эти-то цивилизации были уничтожены в ходе завоеваний континента Америки испанскими конкистадорами. О масштабе разрушений нагляднее всего свидетельствует уменьшение численности населения Центральной и Южной Америки — непосредственно перед началом конкисты там проживало около 60 млн человек, тогда как к середине XVII века их насчитывалось едва 12 млн. В Андах соответствующие цифры составляют 10 млн и 1,5 млн; в Мексике же 25 млн и 1,5 млн. Мы не говорим уже об уничтожении множества памятников этих самобытных и прекрасных цивилизаций, к чему приложили свое «христианское» усердие грубые и невежественные, за некоторым исключением, конкистадоры и монахи.
Весьма любопытно, что испанские конкистадоры сумели для достижения завоевательских целей использовать также и психологические факторы. Они ликвидировали аппарат управления, который при помощи физического и психического террора осуществлял власть над народами и при этом был изолирован от общества. Во время прибытия испанцев в Америку организация доколумбовых обществ была основана на сакральной системе, во многом подобной системе Древнего Египта, Основной аппарат управления обществом составляли жрецы, располагающие значительным эзотерическим знанием; причем страх перед ними поддерживался также и приношением людей в жертву (особенно отличались этим ацтеки -в 1487 г. ими при освящении великого храма в ходе кровавого ритуала было принесено в жертву 20 тысяч человек).
Такого рода ритуальная практика послужила для испанских конкистадоров предлогом для завоевания и уничтожения древнеамериканских цивилизаций. И Коссецкий отмечает, что они нанесли удар в самые чувствительные места системы управления покоренных обществ. Наряду с физическими репрессиями практиковалось сожжение священных книг, содержащих тайное знание жрецов. Без него последние не могли эффективно управлять народами и воспитывать своих преемников. Из-за этого потеряла свою власть и вскоре угасла жреческая элита и прервалась нить развития древнеамериканских цивилизаций. Сами же американские индейцы при столкновении с чуждой им европейской культурой впали в состояние депрессии и апатии, не хотели иметь детей, что ускорило процесс исчезновения отдельных племен. В данном случае достаточно своеобразен и вполне возможен такой неосуществленный сценарий мировой цивилизации, когда какая-нибудь случайность могла вызвать сильные изменения как в судьбах Нового Света, так и Западной Европы. Один из вероятных сценариев как раз-таки и связан с вторжением испанских конкистадоров в Южную Америку. Предположим такой ход событий — перед нами сильное государство инков, хотя и раздираемое внутренними конфликтами. Правящая элита инков раздумывает, что ей делать — в числе предложенных вариантов решений — высылка против испанцев войска, неожиданный удар, захват лошадей (в Америке это животное было неизвестно, и испанская конница внушала индейцам суеверный страх), пленение и использование кузнеца и конюха для обучения собственных кузнецов и создания собственной кавалерии. Однако ни один из вариантов принят не был, хотя любой из них был вполне осуществим. «Это, вероятно, не помешало бы инкам, — замечаете. Арутюнов, — в дальнейшем принять католицизм, но их язык кечуа был бы государственным на огромной территории и сегодня».
Посмотрим, что бы вышло в случае осуществления такого достаточно реального, но не сбывшегося исторического сценария. Вначале проанализируем вероятный ход событий в империи инков, сумевшей уничтожить авантюриста Писарро с его немногочисленным отрядом конкистадоров и мобилизовавшей весь свой громадный человеческий и военный потенциал против возможных попыток Испании завоевать ее. Во всяком случае империя инков смогла бы довольно длительное время (по меньшей мере в течение полувека) противостоять испанским войскам; потом последним уже не пришлось бы оставаться в Южной Америке (как это будет показано во второй части нашего мысленного эксперимента).
Понятно, что испанская конкиста со всеми ее жестокостями и преступлениями — прямое следствие открытия Америки. Нарушение изоляции Нового Света и установление глобальных связей все равно должно было произойти. Иное дело, что эти связи в нашем сценарии приняли бы другой характер, обусловленный независимостью империи инков, не склонивших голову перед испанскими конкистадорами.
Итак, отряд Писарро в результате неожиданного нападения инкских войск был уничтожен, но не полностью. В плен захватили кузнеца, конюха и еще несколько человек, от которых получили все необходимые знания о лошадях, кавалерии, огнестрельном оружии, устройстве испанской монархии и принципах христианской религии. На основании полученных от пленников данных воинов империи инков обучили обращению с лошадьми, езде на них. Была выработана стратегия и тактика военных действий с испанской кавалерией и пехотой.
В результате новые отряды испанских конкистадоров встречают достойный отпор и не могут на протяжении полувека покорить древнеамериканскую империю, расположенную в Андах. Поэтому испанцам приходится пойти на мирные отношения с инками — устанавливаются торговля, дипломатические связи, в империю инков прибывают христианские миссионеры, путешественники, ученые и инженеры и т. д. В ходе постоянных контактов индейцы осваивают привезенные европейцами домашний скот и пшеницу, причем домашние животные используются не только на мясо (белки животного происхождения сыграли свою роль в росте численности населения ряда индейских племен), но и в качестве тяглового и транспортного средства, источника органического удобрения и т. д.
Многие племена Южной Америки сумели быстро перенять европейские сельскохозяйственные навыки, не поступаясь основами своего мировоззрения, а только модифицируя его. Это позволило уже через несколько десятилетий после контактов с испанцами развить у себя полноценное скотоводство и земледелие и на основе этого создать новую самобытную материальную культуру, синтезировавшую черты и европейской, и доколумбовой культур.
Несколько иная ситуация сложилась в империи инков с обитателями Центральных Анд, где не было необходимости ни перестраивать собственное хозяйство в соответствии с европейскими представлениями, ни отступать под натиском новых форм экономики.
Исследования свидетельствуют, что инкское сельское хозяйство имело огромные достижения: бесчисленное множество насыпных террас, где сеяли злаки, широко развитые ирригационные системы, активное использование удобрения (гуано) для повышения плодородия земли и т. д. Все это позволило добиться изобилия продовольствия в Тауантисуйю (название империи инков), причем правящая элита потребляла некоторую часть из отдавшихся государству двух третей урожая, остальное хранилось в державных закромах и выдавалось по мере необходимости населению. Господство инков обусловливалось именно этим экономическим закреплением морально-психологического фактора воздействия на подданных империи-все были обеспечены из государственных запасов, нищих и бродяг не было (не случайно некоторые ученые говорят об «индейском социализме»). Нет ничего удивительного в том, что империя инков основывала свою стабильность на соединении экономики с моралью и психологией — это достаточно крепкий фундамент для успешного функционирования державы.
Предположим, что инки проявили гибкость мышления при столкновении с новой реальностью в лице испанской силы: огнестрельное оружие, стальные доспехи, боевые кони и т. п. Здесь на помощь им пришел свойственный их правящей элите прагматизм. Благодаря ему они завязывают оживленные отношения с испанской знатью, способствуя заключению браков между представителями инкской и испанской знати, а также исключают из своей религии жертвоприношения детей.
Для усиления своей власти инки в полной мере используют сильную монотеистическую тенденцию своей религии. Ведь их религия является гелиоцентрической — она основывалась на поклонении Инти — богу Солнца, которого обычно изображали в виде золотого диска, от которого во все стороны исходили яркие лучи. В хрониках при описании пантеона Куско (столицы империи инков) речь идет об Инти, Ильяпе — боге грома и молнии, Кильи — богине Луны и покровительницы женщин и Виракоче — боге-творце. Наряду с этим в народе широко были распространены более древние религиозные представления, когда обожествлялись священные места и предметы, так называемые узки, т. е. холмы, речки, скалы, родники, деревья и прочие объекты, обладающие, по их верованию, сверхъестественной силой. Существенно то, что фактически индейцы Перу (оно входило в империю инков) почитали, по сути, лишь одно-единственное мужское божество, связанное с небом, солнцем, грозой и дождем; множество же богов — это лишь его ипостаси, выполняющие различные, нечетко распределенные функции (такая же ситуация характерна и для древнеегипетской религии). Поэтому подобного рода монотеизм, соответствующий политической структуре централизованного государства, инки используют при встрече с христианской религией. В итоге появляется свой, андский пророк типа Заратуштры, Конфуция или Эхнатона, что не позволило бы католицизму занять сильные позиции в империи инков.
Правящая элита начинает посылать своих детей на обучение в Европу, перенимает научные и технические достижения европейцев.
Все это вместе взятое позволяет надолго продлить существование империи инков с ее великолепной культурой, впитавшей как доколумбову, так и европейскую культуру с ее гуманизмом. В ней проступают черты «золотого века»: эры благополучия, счастья и любви, воспетой поэтами и историками Греции и Рима.
Существование империи инков, выдержавшей натиск испанских конкистадоров, оказывает влияние на ход событий во всем Новом Свете — он при ее помощи не дал покорить себя европейцам, им пришлось входить в жизнь американского континента более или менее мирным путем, уважая права местного населения, не придавая возникшим отношениям трагической окраски.
Существование не подчинившейся испанским конкистадорам империи инков не могло не оказать влияния и на судьбу западноевропейской цивилизации — она «вовсе не достигла бы того расцвета, который ожидал ее в последующие века». Дело в том, что Западная Европа находилась в опасном кризисе — она встретилась с угрозой османского нашествия. Чтобы отразить эту угрозу. Западная Европа должна была иметь золото, а оно в те времена (XVI столетие) утекало на Восток, в обмен на пряности. Но без золота нельзя было ни собрать армию, ни построить мощный флот, без которых невозможно было противостоять сильной Османской империи. Испания рассчитывала на поток золота и серебра, ожидавшийся из завоеванных американских колоний. Однако сохранение империей инков своей независимости, поддержка ею других государств и цивилизаций доколумбовой Америки, гибкая дипломатия и политика, подкрепленная демографическим и экономическим потенциалом, позволили просочиться в Испанию лишь тоненькому ручейку драгоценных металлов. Османская империя, воспользовавшись бедственным состоянием испанской монархии, объявляет ей войну и громит ее. Это влечет за собой потерю испанского влияния в Италии и Германии, а также кладет конец доминированию Испании в средиземноморском бассейне. Выигрыш в такой ситуации получают не только турки, но и французы, чья держава тогда была главным противником габсбургской монархии. Французский король Франциск I находит общий язык с турецким султаном и добивается гегемонии в Западной Европе, что выразилось, в частности, в принятии им титула императора.
На самом же деле ход мировой истории оказался иным, ибо могущественное инкское государство рухнуло под ударами завоевателей в считанные дни, что трагически отразилось на судьбах индейцев.