Великая Отечественная война в памяти фронтового поколения:
на материалах устных воспоминаний
// Науки о культуре в новом тысячелетии: материалы I Международного коллоквиума молодых ученых. — М.; Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007.

С течением времени меняются формы фиксации памяти о Великой Отечественной войне. Сегодня еще есть возможность сформировать многоликое представление о событиях военной поры, опираясь на обширный комплекс официальных документов и источников личного происхождения. В связи с этим возрастает внимание исследователей к устной истории как методу, благодаря которому можно расширить сформированное представление о войне, увидеть «человека воюющего», понять его чувства, эмоции, настроения, погрузиться в военную повседневность. Используя метод устной истории, историк получает уникальную возможность управлять процессом создания нового источника в соответствии с потребностями своего исследования, конкретизировать и уточнять получаемые данные.

Современная историографическая ситуация и в нашей стране, и в мире в целом характеризуется интересом к так называемому «молчаливому большинству». В устноисторических исследованиях на первый план выходит субъективный опыт человека, который лежит в основе формирования историческая память. Важным становится понимание того, как преломляется оценка событий отдельными людьми особенно в экстремальных условиях1.

Устноисторические источники позволяют получить индивидуально пережитые и осмысленные сведения по определенному кругу вопросов, относящихся не только к объективным анкетным данным о самом респонденте, но и к обстоятельствам его участия в боевых действиях, особенностям фронтовой жизни и быта, к широкому спектру ценностных характеристик респондента2. При этом интерес представляют не только восстанавливаемые в памяти события военного времени и возникавшие в тот период мысли и чувства, но и проблемы, связанные с выходом респондентов из войны, ее влиянием на их судьбу, включая мировоззрение, ретроспективное отношение к тому, что происходило с ними в годы войны.

Устные воспоминания — важный источник для реконструкции коллективной памяти о конкретном событии прошлого, и в частности Великой Отечественной войны. В рассказах фронтовиков, равно как и послевоенного поколения можно проследить влияние господствующей идеологии, средств массовой информации, визуальных образов. С этой точки зрения особенно интересны воспоминания, взятые в постсоветский период, когда была разрушена господствующая в советское время идеология, когда индивидуальные оценки событий стали в один ряд с официальными. Устные воспоминания спонтанны и «независимее» письменных, потому что, когда человек берется за перо, в нем невольно начинают работать и редактор, и цензор (при этом цензура может быть не только политической, но и этической); у него возникает стремление выдержать свои воспоминания в определенном жанре, и он отказывается от многих «боковых» подробностей, между тем как одна такая деталь может очень ярко высветить эпоху3.

Все больший интерес в науке вызывают проблемы формирования и репрезентации образов прошлого, их закрепления, замещения или подавления в исторической памяти, механизмов трансформации памяти о прошлом, принципов реконструкции воспоминаний о прошлом в массовом и индивидуальном сознании. Историки пытаются осмыслить, что именно из явлений и событий пошлого сохраняется и почему, как трансформируется, вытесняется, передается и какую роль играет в становлении групповой идентичности. По сути дела, речь идет о социальном конструировании исторической реальности «не тех образов прошлого «достоверных фактов» и «подлинных событий», «как это было на самом деле», а тех образов прошлого, которые обрели социальную значимость, будучи субъективно переживаемые как воспоминания и воспринимаемые как знания»4.

Благодаря рассказам участников и очевидцев Великой Отечественной войны о своем опыте создаются образы и представления, которые включаются в состав культурной памяти. Эти рассказы проливают свет на картины прошлого, содержание, структуру и механизмы передачи исторической памяти. По ним можно рассматривать проблемы динамики взаимоотношения зафиксированных в коллективной памяти представлений о прошлом, сохраняемых в силу традиции или востребованных меняющейся общественно-политической реальностью.

Главной целью интервьюирования ветеранов войны является формирование источника, содержащего информацию по широкому кругу проблем фронтовой жизни, быта и психологии участников боевых действий.

Устноисторические исследования о Великой Отечественной войне в России — явление достаточно новое. Большинство из таких работ стали появляться в конце 1990-х гг. и особенно в связи с празднованием шестидесятилетия Великой Победы. Практически в каждом регионе России ведется работа по сбору интервью ветеранов войны. Уровень исследований и профессионализм интервьюеров в каждом регионе различный и зависит от уровня подготовленности исследователя в области использования метода устной истории. Зачастую инициатором сбора устных свидетельств становятся общественные организации, советы ветеранов, а не профессиональные историки.

Так например, в течение 2004—2005 годов длился международный проект «Живые голоса истории», разработанный Институтом проблем гражданского общества в Москве. Среди основных идей проекта — воспитание гражданской ответственности и патриотизма у молодежи, укрепление духовной связи молодого и старшего поколений, создание уникального аудиоархива воспоминаний о Великой Отечественной войне. В проекте участвовали 400 организаций из 85 городов и поселков России. В рамках проекта добровольцы — в основном из молодежных организаций — записывали на аудиопленку воспоминания ветеранов фронта и тыла5. Создание таким путем аудиоархива призвано укрепить связь поколений, общую для народов память о войне и Победе.

Большую роль в сборе воспоминаний о Великой Отечественной войне играет научно-информационный и просветительский центр «Мемориал». Сотрудники центра разрабатывают программы и выделяют средства для изучения войны на основе личных свидетельств. Ежегодный школьный конкурс «Россия. ХХ век» призван привлекать молодое поколение будущий исследователей к работе с устными источниками. Изучение Великой Отечественной войны через индивидуальный опыт родственников — неизменная тема проектов школьников.

Сбором устных воспоминаний занимаются и профессиональные историки. Интерес представляет публикация по результатам двух исследовательских проектов, реализованных в Центре устной истории Европейского университета в Санкт-Петербурге в 2001—2003 гг. «Память о блокаде: свидетельства очевидцев и историческое сознание общества»6 состоит из двух частей. В первой части представлены интервью с людьми, пережившими блокаду Ленинграда 1941—1944 гг., а также представителями послевоенного поколения, чьи родители находились в городе во время блокады. Вторая часть сборника посвящена анализу интервью. Исследователей интересовали особенности передачи памяти о ленинградской блокаде в воспоминаниях жителей города — непосредственных свидетелей блокады и следующего за ним поколения ленинградцев. Исследователей интересовали причины и условия возникновения того взгляда на блокадное прошлое, которое нашли отражение в анализируемых интервью. Третью часть книги составили исследования, в которых рассматривается коллективная память советского общества о блокаде Ленинграда. Данная публикация является фундаментальной работой по использованию метода устной истории при изучении индивидуального опыта в Великой Отечественной войне. Обстоятельное предисловие знакомит читателя с особенностями устноисторического повествования, приведенные интервью напечатаны без сокращений, а исследовательская часть книги интересна высокой степенью научности.

В Ставрополе имеется свой опыт создании коллекции устноисторических воспоминаний о Великой Отечественной войне. Преподаватели и студенты Ставропольского государственного университета в 2004 г. стали участниками проекта, посвященного шестидесятой годовщине Победы. Его сутью стал сбор свидетельств семейной памяти о войне. Это, с одной стороны — дань уважения, признания и памяти молодого поколения тем, кто погиб и выжил в трагичный период нашей истории, с другой — проба новых методологических подходов в историческом знании, сбор устных источников и отражение мировоззрения, духовного мира, общественного сознания современных россиян.

Создателей проекта интересовала «историческая память отдельной личности, отдельной семьи, вписанная в локальную и глобальную историю, наполненная эмоциональностью (как положительной, так и отрицательной), повседневностью, мировоззрением, мотивацией и ценностными ориентирам»7. Итогом работы стало издание воспоминаний ставропольчан — участников и свидетелей Великой Отечественной войны под общим названием «Никто из нас войны забыть не сможет»8. В этих рассказах описание трагических событий боевой действительности, оккупации, военной повседневности происходит на фоне упоминаний о семейных традициях, ярких моментах личной биографии.

Региональный комплекс воспоминаний о Великой Отечественной войне начал создаваться сразу после освобождения Краснодарского края от оккупации в 1943 г.

Пополняется он до сих пор за счет новых публикаций мемуаров ветеранов войны. К сожалению, в Краснодарском крае нет опыта создания архива устноисторических воспоминаний. Еще рано говорить о формировании аудио архива. Однако предпринимаются первые попытки зафиксировать устные свидетельства фронтовиков.

В Кубанском государственном технологическом университете еще в 1986 г. был создан Совет ветеранов. Используя свой жизненный опыт, ветераны Великой Отечественной войны и труда передают и закрепляют лучшие традиции, накопленные и сложившиеся в вузе на протяжении всей его истории. Одним из направлений работы Совета стало издание воспоминаний участников Великой Отечественной войны9. Сотрудники вуза, принадлежащие к молодому поколению, принимали активное участие на всех этапах создания литературной версии воспоминай: они проводили интервью, транскрибировали записи, литературно их обрабатывали. К шестидесятилетию Великой Победы под общей реакцией председателя Совета Ветеранов кандидата исторических наук, профессора И.И. Буряка был издан сборник воспоминаний участников боевых действий Великой Отечественной войны «От солдата о генерала»10. Материалы сборника представлены в алфавитом порядке фамилий ветеранов-авторов воспоминаний. Таким образом, хронология исторических событий нарушается. На первый план выходит личность, сам участник боевых действий. Каждый отдельный рассказ ветерана был подготовлен при участии студентов и преподавателей КубГТУ. В конце текста воспоминаний фронтовика приводится краткая информация об интервьюере. Многие сюжеты книги появились в результате совместной работы студентов и их бабушек и дедушек-сотрудников университета в прошлом или настоящем. Принимая во внимание стремление Совета ветеранов увековечить свой опыт, передать его молодому поколению, данный сборник не может быть расценена как устноисторическая работа. Многие студенты использовали метод устной истории интуитивно, зачастую отходя от основных правил сбора информации в поле. Интервью было подвержено литературной обработке, зачастую для написания текстов воспоминаний привлекалась информация из ранее опубликованных газетных материалов или собственных работ ветеранов. Главным для создателей сборника более важным явилось общение и совместное творчество студентов и ветеранов в период подготовки воспоминай. «Эти встречи и беседы конкретизируют содержание патриотического воспитания молодежи, обеспечивают связь и преемственность разных поколений людей нашей страны»11, — так видит назначение этого сборника президент КубГТУ доктор технических наук, профессор А.А. Петрик.

Научность и следование устноисторической методологии в подобных изданиях иногда становится второстепенным фактором, уступая место непосредственно публикации интервью с ветеранами. В таком случае публикации устноисторических воспоминаний имеют ярко выраженный прикладной характер, являются источниками для исследователей военной повседневности, быта, психологии «человека воюющего», а также особенностей формирования исторической коллективной и индивидуальной памяти о Великой Отечественной войне.

Практика изучения современности, на наших глазах превращающейся в историю, будет и дальше способствовать накоплению такой своеобразной разновидности источников личного происхождения как устные интервью. Очевидно, было бы рационально если не продумать более стандартизированный подход к сбору интервью, то хотя бы создать одно или несколько централизованных хранилищ, куда могли бы стекаться оригиналы или цифровые копии собранных материалов. Независимо от их количества и даже качества, такие собрания станут бесценными хранилищами информации для исследователей, которые с течением времени смогут разглядеть в собранных источниках больше разных пластов истории и культуры нашего времени, чем современники. Подобная деятельность осуществляется в центрах по устной истории, на сайтах которых имеются аудиоархивы — голоса людей, на себе испытавших ужасы прошедшей войны12.

Устные воспоминания фронтовиков о Великой Отечественной войне наряду с другими источниками личного происхождения играют настолько важную роль в общественно-политической и литературной жизни своего времени, что представляют вполне самостоятельный историко-культурный интерес. Применение междисциплинарного подхода при их изучении позволяют выделить особенности индивидуального восприятия непосредственных участников и очевидцев Великой Отечественной войны, показать Великую войну на уровне микроистории, помочь людям, пережившим войну, и их потомкам лучше понять и историю, и себя. Остается только надеется, что молодые исследователи и те, кому не безразличен подвиг их дедов, смогут объединить усилия по созданию и изучению устных воспоминаний о Великой Отечественной войне.

Примечания

1 Лоскутова М.В. Введение.// Хрестоматия по устной истории. — СПб., 2003. С. 13.
2 Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ в.: исторический опыт России. — М., 1999. — С. 9.
3 Герасимова Н. Собирая устные воспоминания // http://www.memo.ru/library/books/korni/Chapter16.htm
4 Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени. / Под ред. Л.П. Репиной.-М., 2003, С. 5–6
5 http://www.pobeda-60.ru/
6 Память о блокаде: Свидетельства очевидцев и историческое сознание общества: Материалы и исследования / Под ред. М.В. Лоскутовой. — М., 2006.
7 Стрекалова Е.Н. Возможности «устной истории»: к постановке проблемы // Новые исследовательские практики изучения местной истории. Интернет-конференция. 20.10.2005 — http://newlocalhistory.com
8 Никто из нас войны забыть не сможет. — Ставрополь, 2005.
9 Кучеренко В.М. Великая Отечественная война глазами инженера-дорожника. — Краснодар, 2005; Кульневич В.Г. О времени, о людях, о себе. — Краснодар, 2006 и др.
10 От солдата до генерала: воспоминания о войне // Под ред. И.И. Буряка. — Краснодар, 2006.
11 От солдата до генерала… — С. 7.
12 http://www.eu.spb.ru/oralhist/index.htm; http://oralhist.karelia.ru/; http://liceum.secna.ru/projects/ustno_history/gorech/gorech.htm