Чудакова Валентина Васильевна
* 04.04.1925 Ленинград
14.07.1989 Ленинград
Русская советская писательница, фронтовик, гвардии капитан, орденоносец. Член СП СССР.
Почти не знавшая отца, рано лишившаяся матери, с сестренкой и братом она росла у бабушки. После смерти матери бабушка забрала детей из Ленинграда к себе на станцию Дно. На седьмой день войны вражеские летчики уже бомбили этот мирный городок. Молоденькая девчушка Валентина Чудакова была официально удочерена 183 стрелковой дивизией. Шестнадцати лет она начала свой путь на войне.

Была санитаркой, связной, агитатором, позже с отличием окончила курсы командиров взводов. На этих курсах она была единственной женщиной. Командовала пулеметным взводом в знаменитой Сибирской дивизии, затем ротой. На войне пришла к ней любовь и страшное горе — гибель любимого человека.

Она героически сражалась, пять раз была ранена и дважды контужена. Награждена тремя орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны. На войне ей исполнилось 18 лет. Закончила войну она в звании гвардии капитана.

После победы училась во Всесоюзном юридическом заочном институте им. М.И. Калинина, в 1948 году окончила Ленинградскую юридическую школу, стала народным судьей, двенадцать лет работала в суде. А лет через пятнадцать после победы взялась писать книгу. В 1965 году повесть «Чижик — птичка с характером» была частично опубликована в журнале «Нева», а потом вышла в Лениздате. Она получила высокую оценку читателей и критики. Свою вторую книгу, как бы продолжение «Чижика», Чудакова назвала «Ратное счастье».

За произведениями Чудаковой неверно было бы видеть эдакие полушутливые побасёнки о войне (у Чудаковой есть сборник с названием « Весёлые рассказы о войне»). Как нет и желания нарочито «поставить себя в смешное положение», чтобы вызвать «одобрение» и «популярность» у читателей. Сама Чудакова говорила, что «солдатский добрый юморок» был лишь «составной частью нашего неистребимого оптимизма». Основной нравственный посыл, исходящий от её книг, — это «настоящесть» человека, которая проявляется в условиях войны более выпукло, закаляется и передаётся другим, служа основой победы. Писатель щадит читателя — у нее нет подробностей гибели и описания ужасных ранений, но за скупыми мазками, почти намёками на нечеловеческие страдания вырастает основа её книг — сам человек, который всё это пережил, закалился и победил.