Герман Юрий Павлович
Драматург

Прозаик

Сценарист

* 23.03.1910 Рига
16.01.1967 Ленинград
Отец Г. до мобилизации в 1914 был служащим казенной палаты, мать преподавала русский яз. в гимназии. «Четырех лет я попал на войну, — вспоминал писатель, — Отец был офицером, мать пошла за ним сестрой милосердия. В артиллерийском дивизионе — среди солдат, пушек, коней — прошло мое детство. И в полевом госпитале — у матери» (см.: Файнберг Р. — С. 37). По окончании Гражданской войны отец работал фининспектором в г. Обояни, Льгове, Дмитриеве, Курске. Там Г. окончил школу, с 14 лет стал работать (суфлер, актер, репортер). В 1928 в газ. «Курская правда» напечатал свой первый рассказ «Варька». Переехав в 1929 в Ленинград, Г. поступил в техникум сценических искусств на клубно-инструкторское отделение, подрабатывал чернорабочим. В 17-летнем возрасте написал роман «Рафаэль из парикмахерской», который увидел свет в Москве в 1931. Профессиональным писателем Г. стал считать себя с выходом романа «Вступление» (1931) вызвавшего положительную оценку М.Горького (Правда. 1932. 6 мая) и в дальнейшем инсценированного Г. вместе с Вс. Мейерхольдом. В 24 года стал делегатом I съезда писателей СССР (1934). Тогда же по направлению газ. «Известия» Г. пришел в уголовный розыск и надолго связал свой творческий интерес с чекистами. Во время войны 1939–40 был спецкором ТАСС на

Карельском перешейке, Великую Отечественную прослужил в Заполярье как военный корреспондент ТАСС и Совинформбюро. С 1945 по 1951 заведовал отделом прозы в ж. «Звезда». Статья Г. «О рассказах М. Зощенко: Вместо рецензии» (Ленинградская правда. 1946. 8 июля) была осуждена в партийных постановлениях «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» как хвалебная по отношению к безыдейному писателю. Тем не менее в 1948 Г. стал лауреатом Сталинской премии (за сценарий фильма «Пирогов»; реж. Г. Козинцев). Но в КПСС вступил только в 1958. Награжден орденами и медалями.

В детстве Г. зачитывался произведениями А. Конан Дойла и Р. Киплинга, что сказалось на «сюжетной азартности» его ранних книг (см.: Жизнь, характеры, конфликты. С. 116), приводящей порой к схематизму. Так, в «Рафаэле из парикмахерской» все построено на борьбе комсомольской ячейки с обывателями и приспособленцами в годы нэпа. Во «Вступлении» автор поведал историю об американском ученом, поддавшемся энтузиазму первой пятилетки и нашедшем счастье в трудовой Стране Советов. В повести «Бедный Генрих» (1934), изобличающей германский фашизм, Г. воплотил политический конфликт эпохи в пределах индивидуального сознания героя. Такая прямолинейность оказалась действенной: книгу Г. среди прочих гитлеровцы сжигали на площадях, а жители Советской России писательскую манеру Г. приняли. Его роман «Наши знакомые» (1936 и др. изд.) привлек массового читателя как раз добротным отображением повседневного быта: сказалась жизненная школа автора. К концу 1930-х у Г. определился и главный герой. Это «врачеватели». Они предстали в двух планах: чекисты, искореняющие политическое зло (цикл рассказов для детей о Ф. Дзержинском «Железный Феликс», 1938, и мн. др. изд.); работники милиции (самые значительные из публикаций — повести: Лапшин // Звезда. 1937. № 12; Алексей Жмакин // Лит. современник. 1937. № 10; 1938. № 9] и медики, служащие искоренению зла природы (пьесы Г. 1939 и 1940 о Н. И. Пирогове: «Сын народа» и «Друг народа»). Обращение к исторической теме, обозначившееся в годы Отечественной войны (повести «Далеко на Севере», 1943; «Студеное море», 1944) и приведшее к созданию романа о Петровской эпохе «Россия молодая» (1952 и др. изд.), укрепило читательскую популярность Г., но не стало главным направлением в его творчестве. Наиболее известное произведение Г. — трилогия о враче Владимире Устименко («Дело, которому ты служишь», 1958; «Дорогой мой человек», 1962; «Я отвечаю за все», 1965, и мн. др. изд.). Официальная пресса и широкий читатель ставили образ героя трилогии, верного гражданскому долгу и высокой гуманности, в ряд таких прославленных персонажей советской лит-ры, как Павел Корчагин («Как закалялась сталь» Н. Островского) и Алексей Мересьев («Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого). Обладая даром жизнедовери — тельного повествования и став тем самым классиком «советской беллетристики», Г. умело запечатлевал острые конфликты современности, что позволило ему принять успешное участие в создании ряда сценариев популярных кинофильмов («Семеро смелых», 1936, реж. С. Герасимов; «Доктор Калюжный», 1939, реж. Э. Гарин и X. Локшина; «Дело Румянцева», 1956, реж. И.Хейфиц; «Дорогой мой человек», 1958, реж. И. Хейфиц и др.). Роман «Наши знакомые» перейдет на киноэкран в 1969 и привлечет внимание тысяч зрителей. По роману «Россия молодая» будет создан телесериал из 9 фильмов (1983), а поставленные на основе повестей Г. его сыном реж. А. Германом кинофильмы «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» (1984) станут заметным явлением совр. искусства.

Г. В. Филиппов
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Том 1. М., 2005, сс. 470–471.