Обрадович Сергей Александрович
Поэт
Обрадович Сергей Александрович родился в семье ремесленника (обрусевшего серба).

Учился в городской школе, затем в университете Шанявского. Всю империалистическую войну пробыл в окопах. В 1917 был председателем полкового комитета большевистской ориентации. После Октября — на литературной работе. Был членом московского Пролеткульта, секретарем и членом правления ВАПП, членом редакции журн. «Кузница». Писать начал с 1912.

В противовес эстетскому восприятию действительности творчество Обрадовича наполнено пафосом освобожденного фабрично-заводского труда. С большой художественной силой и эмоциональной экспрессией показывает Обрадович возрождение приостановленного за годы разрухи завода. Поэтизация освобожденного труда переплетается с темой революции, с мотивами о разрушении старого мира во имя создания новой радостной жизни. Активное устремление к созданию новой жизни — существенная черта облика Обрадовича как поэта. Он подчеркивает революционно-созидательную работу пролетариата. Мощь и коллективизм — основные признаки пролетариата. Изображая пролетарскую революцию, Обрадович раскрывает ее интернациональный характер.

Давление мелкобуржуазной стихии сказалось на творчестве Обрадовича при переходе партии и рабочего класса от военного коммунизма к нэпу. Подобно другим поэтам «Кузницы» поэту казалось, что нэп есть сдача позиций. Отсюда — мотивы горечи и боли. Но в стихах Обрадовича нет того резкого и активного протеста против нэпа, которое имело место у Кириллова и Герасимова, расценивших нэп как возврат к капитализму.

Как поэт Обрадович в целом ряде моментов отличается от остальных поэтов «Кузницы». Космизм, «планетарность» и абстрактность, которые характерны для творчества поэтов «Кузницы», наиболее значительной группы пролетарской литературы периода военного коммунизма, почти отсутствуют в стихотворениях поэта. Он ближе к текущей жизни, таким остался и в более поздние годы. У него нет выспренности, характерной для Садофьева, Кириллова. Обрадович подходил к созданию реалистического образа рабочего («Шахтер»), тогда как у Садофьева рабочий дан как «современный Данте, Бог, Грядущий властелин». Пафос борьбы и возрождения страны звучит у Обрадовича тоже реалистичнее.

В 1922–1927 заведующий литературным отделом «Правды», одновременно секретарь правления ВАПП.

С середины 1930-х отошёл от самостоятельного творчества, занимается переводами, редактированием. В 1941 вступил в партию.

www.dic.academic.ru