Осень во время осады Очакова
Гаврила Державин
Державин Г. Р.
Спустил седой Эол Борея С цепей чугунных из пещер; Ужасные крыла расширя, Махнул по свету богатырь; Погнал стадами воздух синий, Сгустил туманы в облака, Давнул — и облака расселись, Пустился дождь и восшумел. Уже румяна Осень носит Снопы златые на гумно, И роскошь винограду просит Рукою жадной на вино. Уже стада толпятся птичьи, Ковыль сребрится по степям; Шумящи красно-желты листья Расстлались всюду по тропам... Огонь, в волнах не угасимый, Очаковские стены жрет; Пред ними росс непобедимый И в мраз зелены лавры жнет; Седые бури презирает, На льды, на рвы, на гром летит, В водах и в пламе помышляет: Или умрет, иль победит.
1788
Державин Гаврила Романович
Поэт
* 03.07.1743 д. Кармачи Казанской губернии
08.07.1816
Родился 3 июля (14 н.с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759–1762). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.

В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, уходит на гражданскую службу. Недолго служит в Сенате, где приходит к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды».

В 1782 пишет «Оду к Фелице», обращенную к императрице, за что получает награду от Екатерины II — назначение губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785–88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость. Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог «ладить» с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791–93 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802–03 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 «избрал совсем другой путь». Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: «Ода на смерть кн. Мещерского» (1799), ода «Бог» (1784) о величии мироздания и его творца, о месте и предназначении человека: «Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог»; «Осень во время осады Очакова» (1788), «Водопад» (1791–94) и др.

В 1790-е Державин пишет лирические произведения «Клире», «Похвала сельской жизни». Эстетические воззрения Державина выражены в трактате «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (1811–1815).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написал несколько трагедий: «Добрыня», «Пожарский», «Ирод и Мариамна» и другие.

В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество «Беседа любителей русского слова», в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и «заметил» юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.

Умер 8 июля (20 н.с.) в селе Званки Новгородской губернии. Похоронен в Петербурге.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.