Надпись на камне
Семён Гудзенко
Гудзенко С.П.
У могилы святой встань на колени. Здесь лежит человек твоего поколенья. Ни крестов, ни цветов, не полощутся флаги. Серебрится кусок алюминьевой фляги, и подсумок пустой, и осколок гранаты — неразлучны они даже с мертвым солдатом. Ты подумай о нем, молодом и веселом. В сорок первом окончил он среднюю школу. У него на груди под рубахой хранится фотокарточка той, что жила за Царицей. ...У могилы святой встань на колени. Здесь лежит человек твоего поколенья. Он живым завещал город выстроить снова здесь, где он защищал наше дело и слово. Пусть гранит сохранит прямоту человека, а стекло — чистоту сына трудного века.
23.07.1943
Гудзенко Семён Петрович
Поэт
* 05.03.1922 Киев
12.02.1953
Родился в семье инженера-строителя, в 1939–41 учился в Московском историко-философском и литературном институте, в июле 1941 ушел добровольцем на фронт, участвовал в боях под Москвой, зимой 1942 в составе лыжного отряда воевал в Смоленской обл., где был ранен; позднее работал литсотрудником военной газеты. Первые стихи Гудзенко опубликовал в армейской печати в 1941. В последующие годы вышли его книги «Однополчане» (1944), «Стихи и баллады» (1945), «После марша» (1947), «Закарпатские стихи» (1948), «Битва» (1948), «Дальний гарнизон. Поэма» (1953), «Новые края» (1953).

Наиболее значительными в творчестве удзенко являются его фронтовые стихи и баллады. В стихотворении «Перед атакой» поэт выразительно и правдиво рассказал о психологическом состоянии солдата перед боем: «Когда на смерть идут, — поют, / А перед этим можно плакать. / Ведь самый страшный час в бою — / Час ожидания атаки… Мне кажется, что я магнит, / Что я притягиваю мины. / Разрыв — и лейтенант хрипит. / И смерть опять проходит мимо. / Но мы уже не в силах ждать. / И нас ведет через траншеи / Окоченевшая вражда, / Штыком дырявящая шеи. / Бой был короткий. А потом / Глушили водку ледяную / И выковыривал ножом / Из-под ногтей я кровь чужую».

Среди баллад Гудзенко выделяется своей психологической проникновенностью и достоверностью «Баллада о дружбе» (1942–43) и «На снегу белизны госпитальной…» (1945). Фронтовая дружба проверяется трагедийным, но добровольным выбором: кому из друзей идти на боевое задание, с которого трудно вернуться живым: «Не зря мы дружбу берегли, / Как пехотинцы берегут / Метр окровавленной земли, / Когда его в боях берут». В балладе «На снегу белизны госпитальной…» Гудзенко рассказал о самоотверженности военного врача, который, спасая других, погибает сам: «…Одного человека не спас военврач — / Он лежит на снегу белизны госпитальной». Лирическую проникновенность балладе придает обращение поэта к девушке с просьбой не плакать о своем ненаглядном и милом, хотя поэт и чувствует, что о таком самоотверженном человеке, как погибший военврач, не плакать нельзя.

В стихотворении «Мы не от старости умрем, — / От старых ран умрем мы» Гудзенко не только предсказал свою раннюю смерть, но и сказал, от чего будут умирать др. фронтовики.