Статьи из периодики и сборников по тематике раздела.
Чтобы почитать статьи на другие темы, надо перейти в общий раздел Статьи.
Советско-американское боевое сотрудничество в годы Второй Мировой войны
В годы войны сотрудничество между СССР и США развивалось в различных формах. Широко описаны встречи в верхах, деятельность дипломатов, конференции по согласованию политики и стратегии, взаимодействия в ходе поставок по ленд-лизу. Но есть ещё одна по-своему уникальная страница истории - непосредственное боевое взаимодействие ВВС США и СССР при проведении "челночных операций" американской стратегической авиации.

В 1944 г. с июня по сентябрь с Полтавского аэродромного узла действовали несколько авиагрупп 15-й (Италия) и 8-й (Англия) воздушных армий, объединённых в Восточное командование (генерал-майор Уолш). 7 оперативных групп провели 18 воздушных операций, в них участвовало 1030 самолётов, в т.ч. 529 Б-17. На объекты противника было сброшено около 2 тыс. т бомб, уничтожено 230 самолётов врага. США потеряли 68 самолётов.

Советско-американское боевое сотрудничество в воздухе интересно для нас тем, что, помимо чисто военных вопросов, в ходе его решались вопросы политические. Первая и главная цель, которую ставил Ф.Рузвельт, добиваясь от И.Сталина разрешения иметь на территории СССР аэродромы для ВВС США, состояла в том, чтобы укрепить доверие между правительствами США и СССР, преодолеть подозрительность Сталина.

Это нужно было для того, чтобы, завоевав доверие русских, добиться от них согласия на выделение аэродромов для американской стратегической авиации на советском Дальнем Востоке, откуда можно было бы наносить удары по Японии. Была и более близкая цель - с началом вторжения союзников во Францию действиями стратегической авиации с аэродромов СССР по восточной части Германии заставить противника перебросить часть своих средств ПВО на восток, ослабив группировку ПВО в районах предполагаемой высадки.

Проблема завоевания доверия решалась американцами различными путями. Командование ВВС США пошло на то, чтобы передать Красной Армии некоторые секретные образцы своего вооружения. Так, например, заместитель командующего ВВС СССР генерал А.Никитин докладывал В.М.Молотову 7 марта 1944 г.:

Заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР тов. Молотову В.М.

Докладываю:

В ответ на нашу просьбу нами получено через генерала ДИН официальное согласие генерала АРНОЛЬДА передать нам бомбардировочный прицел "Норден", установленный на самолёте "Летающая Крепость".

Прицел будет снят и передан после нескольких практических бомбометаний нашими штурманами.

Нами осмотрен 4-х моторный самолёт "Летающая Крепость" В-17.

Самолёт широко применяется для боевых действий днём по объектам Германии.

Самолёт представляет интерес для ВВС КА".

Американцы стремились к расширению и совершенствованию взаимодействия с русскими. Об этом свидетельствует донесение А.Никитина В.М.Молотову от 29 мая 1944 г.:

"1. Генерал ДИН предлагает послать двух наших офицеров в американские фоторазведывательные авиационные части, расположенные в Англии, для изучения ими американского опыта авиафоторазведывательной службы и техники аэрофоторазведки. Считаю целесообразным послать специально отобранных двух офицеров-специалистов в этой области.

2. Предлагает принять участие в бомбардировочных операциях американской авиации двум-трём нашим офицерам, которые должны будут вылететь из ПОЛТАВЫ через Германию, или Румынию с посадкой в Италии. Они ознакомятся с организацией и проведением американской авиацией воздушных бомбардировочных операций и с американским базами в Италии и с последующей операцией возвратятся обратно в ПОЛТАВУ.

Это представляет для нас интерес и было бы целесообразно послать от ВВС и АДД 2-3 офицеров."

Советские военачальники также охотно откликались на просьбы американцев относительно доступа к секретам Красной Армии. 12 мая в письме В.Молотову А.Никитин считал возможным (и получил разрешение) передать представителям ВВС США карту с аэродромной сетью в прифронтовой полосе, учебные кинофильмы по воздушному бою, ознакомить их с советскими тяжёлыми бомбардировщиками, разведывательными данными, добываемыми воздушной и радиоразведкой, протоколами допросов пленных немецких лётчиков. В заключение он писал: По докладу помощника Атташе по авиации в Англии, генерал-майора авиации Шарапова американцы очень охотно и очень подробно знакомили наших представителей с работой штаба, с разработкой операций и с рядом других вопросов, касающихся боевой работы американских бомбардировочных частей, базирующихся в Англии. О стремлении помочь американскому союзнику свидетельствует и следующий документ: Глава Военной Миссии США в СССР генерал-майор Дин обратился к нам со следующим письмом:

"Только что получена из Вашингтона срочная телеграмма, сообщающая мне, что германские ВВС авиационным ракетным оборудованием. В телеграмме утверждается, что немцы скопировали это оборудование и в настоящее время используют его.

Ввиду предстоящих операций и ввиду того, что немцы несомненно имеют это оборудование и употребляют его, срочно запрашивается, чтобы Красная Армия снабдила нас без промедления моделью снаряда и другими описательными и техническими характеристиками русского самолётного вперёд стреляющего ракетного оборудования. Чрезвычайно важно, чтобы эти сведения и оборудование были переданы нам с тем, чтобы мы смогли разработать тактические и технические усовершенствования для эффективного противодействия применению их немцами."

Со своей стороны считаю возможным удовлетворить их просьбу.

Прошу Ваших указаний. Много внимания американцы, находящиеся в Полтаве, уделяли налаживанию дружественных связей с советским обслуживающим персоналом и гражданским населением. Так, в донесении в штаб ВВС командир советской части, обслуживавшей американские аэродромы в районе Полтавы, писал: За последнее время американцы стараются завязать близкие знакомства с нашими военнослужащими, интересуются вопросами их жизни, законами Советского Союза и всё чаще высказываются о том, что до прибытия их в СССР они имели неправильное представление о России, её правительстве, порядках, богатстве, о советском народе и Красной Армии.

Касаясь работы наших авиаспециалистов капитан БЕРМАН говорит: "В работе по подготовке мат. Части американские механики отстают от русских, наши ребята говорят, что с русскими работать хорошо. Если бы с самого начала мы работали вместе, война быстро бы закончилась и мы многое бы сделали". Одним из видов сотрудничества было выполнение боевых задач в интересах Советской Армии нанесением ударов американскими самолётами по объектам, указанным советским командованием.

Большое внимание уделяли высшие начальники ВВС США установлению личных контактов с командованием советских ВВС. Заместитель командующего ВВС США в Европе генерал Андерсон, командующий 15-й воздушной армией Эйкер были приняты Сталиным, встречались с высшими руководителями советских ВВС.

На первых порах сотрудничество развивалось успешно. Однако в дальнейшем началось охлаждение. Этому способствовали два обстоятельства. В ночь на 22 июня более 350 немецких бомбардировщиков совершили воздушный налёт на Полтавский аэродром. Действия советской зенитной артиллерии и истребителей оказались малоэффективными (было сбито 3 самолёта). В результате было уничтожено 44 и повреждено 19 "летающих крепостей", убито 3 американца и 30 советских солдат. Воздушные операции были прерваны на месяц.

Другим обстоятельством, сказавшимся на дальнейшей деятельности американской авиабазы в Полтаве, стали события в Польше.

Вступление войск Красной Армии в Польшу, провозглашение в г. Хелме в качестве временного правительства Польши Комитета Национального Освобождения (ПКНО) внесло новые нюансы в советско-американские отношения. Установки ПКНО на прочный союз с СССР как основу внешней политики, признание границ между Польшей и СССР по "линии Керзона" (те какой она была после сентября 1939 г.) подлили масла в "польский вопрос", который и без того был источником напряжённости в отношениях между СССР и западными союзниками. А Варшавское восстание, вспыхнувшее 1 августа и возглавляемое ставленником лондонского эмигрантского правительства Польши, привело в гнев Сталина, увидевшего в нём стремление "лондонских поляков" создать в Польше прозападное правительство, которое восстановило бы, по его мнению, довоенную Польшу как основу антисоветского "санитарного кордона".

Все эти события и их оценка правительствами союзных держав немедленно отразились на деятельности "Восточного командования".

Стремление американцев оказать помощь варшавянам, сбрасывая грузы действующих из Полтавы самолётов, натолкнулось на противодействие со стороны Сталина. Он не разрешал такие полёты вплоть до 18 сентября, когда восстание было уже обречено. Политические игры в верхах привели к постепенному свёртыванию Полтавского аэродрома, которое продолжалось до июня 1945 г.

И всё же американцы покидали Полтаву с чувством благодарности к простым советским людям, сотрудничавшим с ними в ходе борьбы против общего врага. Когда первые эшелоны с американскими лётчиками покидали Полтаву, "Восточное командование" издало обращение к своему личному составу. В нём говорилось: ПОМНИ:

1. Место, где ты был, раньше было оккупировано врагом.

2. Русские убрали все бомбы и мины, сброшенные немцами 21 июня 1944 г., и, убирая их, они понесли большие жертвы. Бомбы были предназначены для американских самолётов и личного состава.

3. Русские проделали большую физическую работу для нас, создавая нам хорошие условия жизни. Они разгружали вагоны, помогали рыть ямы, снабжали нас водой, помогали питанием и т.д. Ни одна другая нация не сделала для нас столь много, сколько сделали русские.

4. Вы должны быть честными и правдивыми в своих высказываниях о России.