Старшина
Константин Ваншенкин
Ваншенкин К. Я.
Из далекого Клина Получил старшина Телеграмму, что сына Подарила жена.

На поверку построен Весь личный состав. Старшина перед строем Соблюдает устав.

Старшина вызывает По списку солдат. Старшина назначает На завтра наряд.

А в глазах его что-то Особое есть. Сразу чувствует рота Хорошую весть.

Но нельзя шевелиться, — Дисциплина нужна. ...На знакомые лица Глядит старшина.

Раздвигаются стены Вокруг старшины, От Можайска до Вены Дороги видны...

В батальоне сыграли Горнисты отбой. Город Клин, не пора ли Повидаться с тобой?

Ведь над городом Клином Воздух словно вино, Голосам соловьиным Там раздолье дано.

Скрипнут новые двери, Отпуск — месяц подряд. «Надо будет проверить Завтра утром наряд...»

Свет давно погасили, Задремал старшина. Над полями России Тихо встала луна.

1949
Ваншенкин Константин Яковлевич
Поэт
* 17.12.1925 Москва
15.12.2012 Москва
Советский и российский поэт, автор слов популярных песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша» и других. Лауреат Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии Российской Федерации (2001).
Родился в семье инженера. 17-летним ушел в армию, служил в воздушно-десантных войсках, воевал на 2-м и 3-м Украинских фронтах.

В 1953 окончил Литературный институт им. М.Горького. Первый сборник стихов «Песня о часовых» вышел в 1951, в 2005 вышел сборник стихов «Поступок». Из последующих книг: «Подарок» (1952), «Портрет друга» (1955), «Волны» (1957), «Лирика» (1959), «Солдатская судьба» (I960), «Окна» (1962), «Повороты света» (1965), «Другу: Стихотворения, положенные на музыку» (1965), «Соловьиный коридор» (1967), «Опыт» (1968), «Станция» (1970), «Прикосновенье: Стихи о женщине, о любви» (1972; 3-е изд., доп. 1984), «Характер» (1973), «Дорожный знак» (1977), «Поздние яблоки» (1980), «Десятилетье» (1980), «Ветка» (1981), «Жизнь человека» (1983), «Примета» (1987), «Еще одно десятилетье» (1990), «Музыка из окна» (1991), «Ночное чтение» (1994). Проза Ваншенкина представлена в сборнике «Как соловей лета» (1975), «Повести и рассказы» (1976), «Воспоминание о спорте» (1978), «Рассказ о потерянном фотоальбоме» (1985), «Графин с петухом» (1985); литературно-критические статьи, воспоминания о писателях, композиторах и артистах в книгах «Непонятливая Лика» (1966), «Наброски к роману» (1973), «Лица и голоса» (1978), «Поиски себя» (1985), «Зимняя дорога» (1986).

Основные темы творчества Ваншенкина обозначены в популярной песне на его стихи (музыка Э.Колмановского) — «Я люблю тебя, Жизнь...» (1956). Ваншенкин чаще всего пишет о послевоенной жизни в ее повседневных проявлениях, о своей армейской юности и о своих сверстниках, которые погибли, защищая жизнь, а также о любви, о женщинах и детях, о родной природе; причем все эти темы предстают в разнообразных взаимосвязях, объединенных индивидуальной неповторимостью их лирического восприятия. Лирика Ваншенкина весьма своеобразна: в ней нет безраздельного господства субъективных чувств, нет лирического эгоцентризма, она весьма чутка к жизни других людей и их переживаниям, т.е. к эпическому миру, а также к миру природы. Эпическая жизнь изображается поэтом не в больших событиях, а в повседневных эпизодах, не в монументальных повествовательных произведениях, а в коротких стих., имеющих характер бытовых зарисовок. Даже жизнь у смерти на краю описывается им как нечто будничное, хотя и навсегда запоминающееся. В стихотворении «Земли потрескавшейся корка...» (1952) поэт рассказал, как он со своим другом закуривал на передовой: «Слепил цигарку я прилежно / И чиркнул спичкой раз и два. / А он сказал мне безмятежно: / — Ты сам прикуривай сперва... / От ветра заслонясь умело, / Я отступил на шаг всего, / Но пуля, что в меня летела, / Попала в друга моего».

Лирика Ваншенкина строго реалистична, она близка к реалистической лирике И.Бунина, М.Исаковского, А.Твардовского и Я.Смелякова. Влияние Бунина больше всего чувствуется в пейзажной лирике Ваншенкина, Исаковского — в песнях, Твардовского и Смелякова — в изображении текущей повседневности и в портретных зарисовках современников. Как реалисту Ваншенкину чуждо все иррациональное, мистическое, демоническое, исключительное; он стремится запечатлеть только то, что стало явленным, доступным непосредственному наблюдению и восприятию, достаточно определенно оформившимся и закрепленным в психологии человека и обстоятельствах повседневной жизни. В его лирике прозаические стороны жизни не противопоставлены резко ее поэтическим граням, сама жизнь — ее смыслу. Поэт, конечно, видит, что качества жизни неодинаковы, разнообразны и диалектически противоречивы, но он не драматизирует их, не разрывает их визуальных связей, не подчеркивает их контрастность, а стремится в первую очередь выявить в них то, что их объединяет, делает благоприятными для человека. Даже смерть — это часть жизни, залог ее постоянного обновления. Не случайно в книге стихов «Дорожный знак», например, где поэт постоянно обращается к невозвратимым утратам военной поры («Курсанты», «Баллада о последнем», «Больничная баллада», «Это правда», «Сверстники» и др.), много лирических размышлений о детях, о новом поколении («Новое поколение», «Одиночество ребенка», «Детский рисунок», «В детстве», «Дети в цирке», «Облака, мосты...», «Эти дети»). Взаимодействие темы детства с темой военных утрат композиционно связывает эту книгу стихов, подчеркивая диалектическую неразрывность прошлого, настоящего и будущего, жизни и смерти.

Немалое место в лирике Ваншенкина занимают пейзажные стихи. Здесь представлен весь природный цикл. В стихотворении «Листопады и дожди.» (1975) сравнение чистой, быть может, родниковой, готовой вот-вот покрыться льдом воды с темечком младенца оказывается настолько выразительным, что оно дает возможность почувствовать живой, родственный человеческому, пульс матери-природы, пульс затихающий, уходящий куда-то в глубину, но напоминающий своим упорным трепетанием, исходящим из глубины, о неизбежности возрождения к новой жизни. В стихотвороении «Естественно развитие плода...» (1974) поэт подчеркивает, что жизнь души и искусства, развиваясь по законам природы, не должна испытывать на себе даже малейшего насилия, мешающего ее росту: «Естественно развитие плода, / Души, строки, пульсирующей живо. / Конечно, это требует труда, / Но только без малейшего нажима. / Не стоит разворачивать бутон, / Как зачастую делают на рынке. / Он сам легко раскроется потом, / Отряхивая круглые росинки».

Видное место в лирике Ваншенкина занимают песни. Кроме знаменитой «Я люблю тебя, Жизнь...», им написаны известные песни «Мы вас подождем...» и «За окошком свету мало» (музыка в обоих случаях Э.Колмановского), «Женька» (музыка Е.Жарковского), «Я спешу, извините меня» (музыка Я.Френкеля) и многие другие. Особая доля оказалась у песни «Алеша» (музыка Э.Колмановского): она стала гимном болгарского города Пловдива, где русскому солдату Алеше, освободителю Болгарии от фашизма, поставлен памятник.

Большой интерес представляют статьи и заметки Ваншенкина о поэзии, его воспоминания о старших товарищах и наставниках (Твардовском, Исаковском, Смелякове, Антокольском, Мартынове, Рыленкове, Бернесе и др.) и литературных сверстниках (М.Луконине, С.Гудзенко, А.Фатьянове, С.Орлове, В.Быкове, Е.Винокурове и др.).

Многоликая поэзия Ваншенкина всегда пронизана раздумчивой философической нотой: «И единственной мыслью беспечной / Каждый душу залечивать рад, — / Что лежит еще день бесконечный / Между вами, восход и закат».

Пьяных М. Ф.
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Том 1. с. 331–332.