Константинов Д. В.
Записки военного священника
протоиерей Д. Константинов. - Б. м., 1980. - 76, [1] с., [3] л. ил., портр., факс.; 21 см.
Об издании Hoaxer: Эта книга как бы продолжает ранее вышедшие в Аргентине мемуары Константинова («Я сражался в красной армии»). Лейтмотив всё тот же – Карфаген должен быть разрушен, а я подскажу, как лучше это сделать. Здесь автор описывает свою жизнь после пленения и совершения им предательства. Как раз размышлениями на тему предательства он и начинает книгу. Цель его ясна – оправдаться. Не получается. Аргументация такого рода: «Когда-то, во времена Наполеона, представители французской политической эмиграции, стремясь к свержению Бонапарта, служили в армии императора Александра I-го и в войсках остальных союзных держав. И, тем не менее, никто не называл их «изменниками родины», ибо они воевали с режимом, а не со своей страной [Ложь. Во Франции их кроме как «изменниками» и не называли – Hoaxer]. Они служили в войсках неприятеля, но было ясно, что они рассматривали последнего лишь как силу уничтожающую Наполеона, но отнюдь не стремящуюся закабалить французский народ». Мол, немцы тоже хотели уничтожить Сталина, а русских вовсе не хотели закабалить, нет-нет... Отвратительное лицемерие. Про власовцев он пишет: «Они вооружились не для того, чтобы поддерживать Германию или сражаться с демократическими странами, странами (этого в своей массе они не желали), а для того чтобы поднять знамя гражданской войны в России за освобождение ее от тоталитарно-коммунистического ига, за освобождение от страшного рабства и за включение ее в общую семью народов всего мира». Мало того, что риторика ничем не отличается от схожих коммунистических заклинаний, только знак поменять (недаром Довлатов говорил, что равно противны ему коммунисты и антикоммунисты... Точно: два проявления одной болезни, две язвы на теле здравого смысла), так ещё и чушь несусветная. «Не хотели», но тем не менее делали это. Какая разница, чего они хотели, главное, что они делали. А делали они следующее: с оружием в руках выступили против своих соотечественников во время войны. Рядовых бойцов РОА ещё можно понять, и выборочно простить – тех, кто не совершал преступлений (хотя бы даже «не ведают, что творят»). Но как понять офицеров-добровольцев, которые, попав в плен, просто-напросто совершили клятвопреступление? И своим примером соблазняли малых сих, которые не ведали, что творят? Чёрт с ними, с этими предателями. Они все враги, хуже самих немцев. Немцы нас не предавали. Тем не менее, хотя я считаю взгляды и поступки лично г-на Константинова недостойными, а его псевдохристианское демагогическое пустословие, превалирующая надо всем жалость к себе и даже примеривание себя ко Христу и вовсе считаю кощунством... тем не менее, я последую его просьбе: «Поэтому мы просим всех, кто будет читать нашу работу, подходить к ней как к документу, передаваемому теперь нами будущим историкам и исследователям»; – и пусть свершится саморазоблачение.